РОССИЯ

РОССИЯ.

Коронация или коронование — торжественное, соединенное с церковными обрядами принятие монархом символов принадлежащей ему власти; в древней Руси носило название венчания на царство, в своей вполне законченной форме появилось в России со времени принятия государями императорского титула.

Коронация носит название священного, так как соединяется с святым миропомазанием, обрядом, ведущим свое происхождение от древнееврейского помазания царей на царство. Согласно учению православных богословов, миропомазание, соединяемое с коронация, являет из себя особое таинство: царь не посвящается в духовную иерархию, как это бывало с императорами византийскими, и не принимает на себя власти священнодействия и учительства, но получает силу и премудрость для осуществления высшей правительственной власти как в государстве, так и в церкви. Петр Великий указом 16 мая1721 г. приказал считать день коронации праздничным, наравне с царскими днями рождения и тезоименитства. 7 мая1724 г. он же показал первый пример императорской коронации, возложив корону на императрицу Екатерину Алексеевну. За два дня о коронации объявляли особые герольды; по поводу торжества учреждена была рота кавалергардов. В Успенском соборе воздвигнут был трон; на особом столе находились императорские регалии. Помосты с перилами, покрытые красным сукном, вели от Успенского собора к Красному крыльцу и к Архангельскому собору. Церемонии при этой коронации, с тех пор в общем удержавшиеся, были следующие: в 8 часов утра торжественный благовест в Успенском соборе, молебен и часы; по пушечному сигналу приход приглашенных в Кремлевский дворец; в начале 10 часа выход государя и его супруги в Успенский собор, где они заняли кресла на троне. Император, держа в руке скипетр, возложил на императрицу сначала мантию, потом корону, при пении многолетия, залпах и колокольном звоне. По выслушивании литургии, императрица у царских врат опустилась на колени и архиепископ Феодосий помазал ее на челе, на персях и на обеих руках св. миром, а архиепископ Феофан помазанные места отирал хлопчатой бумагой; за помазанием немедленно следовало причащение. По выходе из Успенского собора императрица поклонилась святым мощам и могилам государей, почивающих в Архангельском соборе, и государынь, почивающих в Вознесенском женском монастыре . В память коронации впервые выбита была медаль с портретами Петра и Екатерины и изображением: монарх возлагает корону на голову своей супруги. Особых милостей народу не было; лишь раньше, 28 апреля1724 г., дан был именной указ об отсрочке на 3 года взыскания недоимок «для будущей коронации ведущей государственной императрицы Екатерины Алексеевны». После Екатерины коронован был, по желанию верховного тайного совета, Петр II (хотя и не совершеннолетний), о чем извещено было манифестом от его имени 10 октября1727 г. Коронация состоялась 25 февраля1728 г. по тому же, с незначительными изменениями, церемониалу, по которому короновалась Екатерина I.

Со временем, коронации начали проходить совместно императора и императрицы, первым это совершил император Павел I. Он же первый из государей до торжественного въезда в Москву остановился в Петровском дворце, построенном Екатериной II. При коронации, император Павел возложил на себя далматик, а потом уже порфиру. По совершении коронации император сел на престоле и, положив регалии на подушки, подозвал к себе императрицу, которая стала перед ним на колени; сняв с себя корону, он прикоснулся ею к голове императрицы и корону опять возложил на себя; потом подана была меньшая корона, которую император и возложил на голову императрицы. По совершении коронации император прочел во всеуслышание формальный акт о престолонаследии.

Коронация Александра I происходила 15 сентября1801 г.; к ней были вызваны депутаты от дворянства и купечества от всех губерний, кроме сибирских. 19 сентября, на Сокольничьем поле, был устроен народный праздник. В манифесте, извещавшем о короновании, давались милости народу: освобождение от рекрутского набора на год, скидка 25 копеек с души в подушной подати за1802 г., невзыскание штрафов, прощение беглых, прибавка военнослужащим до полковника 1/4 к жалованью. В тот же день издан был указ об учреждении комиссии для пересмотра прежних уголовных дел, подтверждены были жалованная грамота Сарептского братства и такая же грамота города Риги. Император Николай I короновался 22 августа1826 г. Молитву при коронации император читал не по книге, где напечатан весь чин коронации; для него она была перепечатана крупнейшим шрифтом на толстом листе бумаги, который потом переплетен был в вид книжки, и ныне хранится в Санкт-Петербурге, в императорской библиотеке. После коронации император, под балдахином и облеченный в регалии, проследовал из Успенского собора в Благовещенский, а отсюда к Красному крыльцу; на верхней ступени крыльцо государь приветствовал народ троекратным наклонением головы. Угощение народа (16 сентября) происходило на Девичьем поле. Манифест 22 августа даровал различные облегчения или полную отмену наказания некоторым преступникам («где нет смертоубийства, разбоя, грабежа и лихоимства»), прощал беглых, снимал казенные начеты ниже 2000 руб.

Таким образом, коронации с Российской империи являлись важным мероприятием, как для чиновников, так и для простого народа. Дни коронации являлись праздничными днями, отменялись повинности, объявлялись амнистии. Такие торжества соединяли народ всей страны и государтсво во едино. Это подкрепляло дух единства и развивало чувство патриотизма.

Следует отметить, что не только коронации вызывали такой ажиотаж. В императорской семье были различные праздники и торжества, одним из таких торжеств является крещение. Саму процедуру старались зафиксировать. Причем не только в камер-фурьерских журналах, но и изобразительными средствами. До нас дошли акварели придворного художника Михая Зичи, на которых он запечатлел процедуру крещения будущего Николая II в мае 1868 года. В архив хранится официальный фотоальбом, посвященный крещению дочери Николая II Ольги в 1895 году.

Но рано или поздно дети становились взрослыми, таким рубежным моментом является женитьба или замужество, очень важное событие в жизни не только императорской семьи, но и всего «большого света». В этом событии переплеталось множество факторов: личные симпатии молодых, надежды планы родителей, политические расчеты, организационная подготовка свадьбы, подбор и ремонт «квартиры» для молодых, комплектация приданного для невест и женихов и множество других забот. Конечно, при этом для императорской семьи «снимался» ряд обычных забот от материальных до организационных, поскольку «на вадьбу» работало множество специалистов из гофмаршальской части . Однако надо учитывать, что за нюансами свадебного торжества следил буквально весь свет, не только российский, но и многочисленная европейская родня.

Таким образом, формирование патриотизма и идей незыблимости самодержавной власти в Российской империи проводилась путем строго соблюдения церемониала, в котором реализовались основные политические символы государства.

0 комментар.