Томас Хейвуд Thomas Heywood ок 1573 1574 16 08 1641 Лондон популярный...

Томас Хейвуд (Thomas Heywood, ок. 1573–1574 — 16.08.1641, Лондон) — популярный английский драматург, поэт и прозаик, актер времен Шекспира.

Достоверных биографических данных почти не сохранилось. Скорее всего, он родился в графстве Линкольншир, хотя сведения о годе его рождения варьируются в разных источниках с 1570 по 1575 г. Существует предположение, что отец Хейвуда был сельским проповедником и родственником драматурга XVI. Джона Хейвуда (John Heywood, ок. 1497 — ок. 1580). Известно, что Хейвуд получил образование в Кембриджском университете (1591–1593) и даже стал исследователем при колледже Питерхауз (Peterhouse, см.: Alumni Cantabrigienses, 1922–1958).

Где-то в середине 1590-х годов он переехал в Лондон, к тому же времени относится первое упоминание о его драматических опытах. В журнале антрепренера Ф. Хенслоу (Philip Henslowe) сохранилась запись, датируемая октябрем 1596 г., в ней он упоминает о написанной Хейвудом пьесе для труппы «Слуги лорда-адмирала» (Admiral's Men). Впрочем, первой его публикацией стала поэма под названием «Юнона и Парис» (1594), написанная на античный сюжет «в духе Шекспира».

К 1598 г. Хейвуд уже регулярно выступает актером в этой труппе, но не сохранилось каких-либо упоминаний о выплате ему гонораров. Он мог являться ее дольщиком, что было обычной практикой для влиятельных членов труппы (ср. с участием Шекспира в доле театра «Глобус»). Позже Хейвуд сотрудничал с целым рядом компаний, включая труппы лорда Саутгемптона (Lord Southampton's Men), лорда Стрэнджа (Lord Strange's Men), «Люди из Вустера» (Worcester's Men; позже труппа была переименована в «Слуги королевы Анны», Queen Anne's Men). За сезон 1598–1599 гг. были поставлены комедии «Джоан ничуть не хуже моей возлюбленной» (Joan as Good as My Lady), «Война без баталий, любовь без взаимности» (в другом переводе — «Война без баталий и любовь без костюма») (War without Blows and Love without Suit) и «Четыре лондонских подмастерья» (The Foure Prentices of London, опубл. в 1615 г.).

Пик творческой активности Хейвуда приходится на поздние годы правления Елизаветы и ранний этап правления короля Якова. Именно в это время он становится одним из самых плодовитых драматургов. В предисловии к «Английскому путешественнику» (The English Traveller, 1633) он утверждал, что один или в соавторстве с помощниками написал двести двадцать пьес. Тем не менее из всего его колоссального наследия до нас дошло только двадцать три пьесы и восемь масок. Стихотворное мастерство Хейвуда наилучшим образом отразилось в небольших лирических песенках, которые он по примеру Шекспира вставлял в свои драмы.

Хейвуд был хорошо эрудированным человеком, кроме драм писал теологические трактаты, выступал с памфлетами в защиту театра, писал элегии, эпитафии, составлял биографии знаменитых людей, переводил классиков, в частности Лукиана. В 1608 г. Хейвуд перевел две монографии Саллюстия (86 — ок. 35 до н. э.): «Заговор Катилины» (The Conspiracy of Catiline) и «Война с Югуртой» (The War Against Jugurtha).

Несмотря на жанровое многообразие, он оставался писателем, понятным демократичной публике без больших культурных претензий. Хейвуд прекрасно знал вкусы своих зрителей. Вслед за Шекспиром иДеккером он писал комедии для открытых театров, в которых идеализировал жизнь скромных, беспорочных и работящих мелких ремесленников. Среди сохранившихся драм Хейвуда стоит особенно упомянуть «Женщину, убитую добротой» (A Woman Killed with Kindness, опубл. в 1607 г., рус. пер. 1959 г.) и комедию «Красотка с Запада» (The Fair Maid of the West, опубл. в 1631 г., рус. пер. 1956 г.), историческую драму «Эдвард IV» (The First and Second Parts of King Edward the Fourth, 1599) и четыре мифологические пьесы о золотом, серебряном, медном и железном веках. Ему также принадлежат длинная героическая поэма «Британская Троя» (Troia Britannica, 1609), «В защиту актеров» (An Apology for Actors, 1612), большая поэтическая книга «Исторические анекдоты о женщинах» в девяти книгах (Nine Books of Various History Concerning Women, 1624), придворная пьеса-маска «Повелительница Любви» (Love's Mistress, 1634), семь сцен для общественных празднеств (1631–1639), фарс «Ворожея из Хогсдона» (The Wise Woman of Hogsdon, опубл. в 1638 г., рус. пер. 1960 г.), «Чины блаженных ангелов» (The Hierarchy of the Blessed Angels, 1635), несколько небольших стихотворных и прозаических произведений.

Хейвуд стал признанным мастером жанра, который сам охарактеризовал как «веселый случай» (merry accident). Сегодня его бы определили как фарс или быль. Влияние итальянской «ученой комедии» ощутимо в «Ворожее из Хогсдона» Безудержная фантазия Хейвуда особенно проявилась в полной приключений и забавных ситуаций комедии «Красотка с Запада». Особое место в творчестве драматурга занимают так называемые бытовые или семейные драмы (domestic drama) — сентиментально-дидактические пьесы, предвосхищающие жанр мещанской трагедии XVIII в. Лучшими из них у Хейвуда признают «Женщину, убитую добротой» и «Английского путешественника». Мещанский элемент также проявляется в исторических и классических драмах. Это неудивительно, поскольку Хейвуд писал для шумных зрителей лондонских партеров: для подмастерьев, мелких клерков и небогатых джентри. «Они были рады увидеть на сцене людей, подобных себе. И для них нужно было и писать не так, как Шекспир, Джонсон или Чэпмен» (Горбунов, 1986: 24).

Это сближало Хейвуда с Деккером: «Для них характерна особая любовь к быту, часто граничащая с некоторой сентиментальностью и сдобренная порой наивным морализаторством. Утрата широты горизонтов, характерной для их предшественников и современников, как бы компенсировалась у Хейвуда и Деккера явным усилением демократических тенденций в их творчестве.

Так, героями необычайно популярной в свое время комедии Хейвуда “Четыре лондонских подмастерья” (ок. 1600) были совершавшие фантастические подвиги в море и на суше портной, шерстобит, сапожник и приказчик, четверо сыновей герцога Бульонского, которые по воле отца обучались ремеслу в английской столице и превыше всего на свете ценили счастье быть лондонскими подмастерьями» (там же: 24–25).

Действительно, рассказ о четырех подмастерьях, ставших рыцарями и совершивших паломничество в Иерусалим, мог нести на себе отпечатки бурлеска старых преданий, но скорее всего это был осознанный шаг для привлечения более широкой аудитории зрителей. Не случайно популярность данной пьесы была блестяще спародирована другим английским современником Шекспира, знаменитым драматургом Ф. Бомонтом в комедии «Рыцарь пламенеющего пестика» (The Knight of the Burning Pestle, 1607).

Бэсс Бриджес — главная героиня пьесы «Красотки с Запада» (опубликована в 1631 г., но первая часть пьесы ставилась раньше), хотя и была дочерью разорившегося кожевника, совершила ряд поразительных поступков, например, не пожелала стать женой султана Марокко. Схожее отношение к простому люду видно в знаменитой трагедии Хейвуда «Женщина, убитая добротой» (1603). В ней отрицаются условности популярнейших в ту пору кровавых трагедий: добродетельный сквайр Фрэнкфорд отказывается мстить за супружескую измену своей жене аристократке Нэн. Правда, она все равно погибает, но от мук совести, а не от руки мужа. Ей противопоставлен образ другой героини пьесы, знатной девушки, познавшей бедность и гонения, Сюзен Маунтфорд. Таким образом, Хейвуд уравновешивал сословия аристократов и обыкновенных людей, сближал их человеческую суть в разных жизненных ситуациях. Под ударами судьбы все способны сделать или правильный моральный выбор, или пасть в тяжкие грехи. Это морализаторство сближало Хейвуда со стремительно набиравшими силу пуританами. В «Эпистоле издателю» (Epistle to the Printer, 1612) Хейвуд упрекнул нечистого на руку издателя Шекспира Уильяма Джаггарда(William Jaggard) в том, что тот включил в поэтический сборник «Страстный пилигрим» (Passionate Pilgrim, 1599) несколько его стихотворений. Тема была развита в предисловии к довольно большому эссе «В защиту актеров» (1612): «Хейвуд протестовал против “явного оскорбления”, нанесенного ему издателем, опубликовавшим его стихи “в меньшем объеме, под именем другого, в результате чего может создаться впечатление, что я их у него (Шекспира. — Прим. ред.) украл... Но я должен признать, что мои строки недостойны покровительства того, под чьим именем они были опубликованы. Я полагаю, и сам автор оскорблен тем, как бесстыдно мистер Джаггард без его ведома распорядился его именем”. Вероятно, именно после этого заявления титульный лист издания 1612 г. был заменен другим, на котором имя Шекспира уже не стояло» (Шекспировская энциклопедия, 2002: 180). В целом эссе Хэйвуда было посвящено другой теме, в нем он свел воедино все доводы в защиту театра эпохи короля Якова I. Написанное спокойным тоном эссе стало примером утонченной полемики, содержавшей внушительный материал о судьбе актеров и их системе игры. Пуритане объявили театру яростную войну и даже назвали его «рассадником разврата». «Однако парадоксальным образом положительная программа Хейвуда и Деккера рядом черт перекликалась с пуританской этикой, декларировавшей идеалы трудолюбия, воздержания, трезвенности и скромности. Многочисленные проповедники-пуритане начала XVII века постоянно превозносили тихие радости здоровой семейной жизни и святость домашнего очага, яростно бичуя распущенность светских нравов (Культура эпохи Возрождения и Реформации, 1981: 230). Примерно то же, хотя и на свой лад, делали Хейвуд и Деккер, идеализировавшие быт мелких буржуа, которые в их пьесах противостояли аморальным аристократам своей неподкупной честностью и верностью старым патриархальным идеалам» (Горбунов, 1986: 25–26). В промежутке между 1619 и 1624 гг. Хейвуд по непонятной причине прекратил актерскую деятельность, но до самой смерти его имя часто вспоминают современники. В этот период Хейвуд был связан с труппой Кристофера Бистона (Christopher Beeston) из театра «Феникс» (Phoenix), а также «Слугами королевы Генриетты» и «Слугами леди Элизабет». В «Фениксе» Хейвуд ставит новые пьесы «Пленники» (The Captives) и «Потерянное целомудрие» (А Maidenhead Well Lost, 1634), а также свои старые пьесы. О степени популярности Хейвуда в последние годы его жизни можно судить хотя бы по тому факту, что его пьесу «Госпожа Любовь или Королевская маска»(Love's Mistress or the Queen's Masque, опубл. в 1636 г.) король Карл I и его супруга просмотрели три раза за восемь дней.

В 1641 г. Хэйвуд опубликовал «Жизнь Мерлина, прозванного Амброзий» (The Life of Merlin Surnamed Ambrosius). В книге повествуется о жизни всех английских королей от легендарного троянского предводителя Брута до современного автору Карла I. Книга выстроена по принципу объяснения предсказаний волшебника Мерлина и соотнесения их с событиями современного мира.

Считается, что с 1623 г. Томас Хейвуд жил в лондонском районе Клеркенуэлл (Clerkenwell), где и был похоронен в церкви Сейнт-Джеймс восемнадцать лет спустя. Поскольку год его рождения нам не известен, можно предположить, что он дожил до шестидесяти лет, возможно, до семидесяти. Датой похорон Хейвуда считают 16 августа 1641 г., хотя в нескольких метрических документах ее же называют датой его смерти. Возможно, он умер несколькими днями раньше. Можно предположить, что в связи с августовской жарой его погребение происходило в спешном порядке и состоялось в день смерти.

Литературная репутация Хейвуда была поддержана романтиками: немцем Иоганном Людвигом Тиком, который называл его «образцом света и редкого таланта», и англичанином Чарльзом Лэмом. Последний отзывался о Хейвуде как о «Шекспире прозы».

Близость с Шекспиром проявляется в творчестве Хейвуда не в создании масштабных характеров или ориентированности на высокие драматические образцы, а в общем интересе к определенным сюжетным линиям и обработке популярных среди современников тем. Хейвуда также называют одним из предполагаемых авторов «Подлинной истории короля Лира согласно хроникам» (The True Chronicle History of King Leir, 1605), которую исследователи признают главным источником для шекспировской трагедии. В 1608 г. Хейвуд написал свою версию «Обесчещенной Лукреции» (The Rape of Lucrece).

В 1874 вышли все известные в то время драмы Хейвуда под ред. Пирсона, пьеса «Невольники» издана Бэлленом в 1885 и А. С. Джедсоном в 1921.

0 комментар.