Здесь больше о Марии Тюдор но епископе Гардинере тоже упоминается в работе В

Здесь больше о Марии Тюдор, но епископе Гардинере тоже упоминается в работе В.Н.Ерохина

СТАНОВЛЕНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

В XVI — ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XVII вв.

В ОСВЕЩЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ

БРИТАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИ:

К.Хейг считает, что Мария не собиралась обязательно рас-

правляться с протестантами: 22 января 1555 г. епископ Гардинер

собрал протестантское духовенство, сидевшее в лондонских

тюрьмах и предложил им отказаться от своих убеждений — есть

свидетельства, что согласились отречься от протестантизма двое.

Затем с 28 января 1555 г. начались суды над арестованными про-

тестантами, и власти уже пытались сломить их дух сожжениями

протестантских лидеров. По мнению К.Хейга, нельзя назвать

преследования протестантов навязанными обществу, и они стали

возможны только при его поддержке — не полной, но достаточнойК.Хейг считает, что хронология и география преследований про-

тестантов случайна, и в этом не видно организованной нацио-

нальной кампании, планируемой из центра. Такое мнение выска-

зывали и католические историки, например, Филипп Хьюз, рабо-

тавший в первой половине XX в. Преследования поддерживались

усилиями скорее светских лиц, чем духовных — их начинали ми-

ровые судьи, констебли, церковные старосты, соседи и родствен-

ники протестантов. Для толпы эти казни были зрелищем, и среди

собравшихся шла торговля вразнос съестным

.

Как полагает К.Хейг, эти преследования не достигли своей це-

ли, поскольку не запугали всех протестантов. Протестантизм в

Англии в результате этих преследований стал приобретать мо-

ральный ореол. Католические писатели вынуждены были опро-

вергать появившееся мнение о том, что сила духа еретиков свиде-

тельствует о правоте и достоинствах их дела. Но накануне кончи-

ны Марии, считает К.Хейг, в стране не было ощущения, что при-

ближается также и «кончина католицизма». Как отмечает К.Хейг,

историки Реформации в Англии часто рассматривают правление

Марии как некую аберрацию, как попытку преградить ход исто-

рии. Исторический вклад Марии в развитие Реформации, по мне-

нию либеральных историков, состоял в том, что она дискредити-

ровала католицизм жестокостями, придала достоинство протес-

тантизму тем, что способствовала появлению протестантских му-

чеников. Но наблюдатель событий из 1558 г., считает К.Хейг, мог

подумать, что это правление Эдуарда VI было аберрацией, по-

скольку подорвало процесс католической реставрации, начавший-

ся, как можно было считать, еще в правление Генриха VIII в 1538 г.

и активизировавшийся при Марии226

.

Восстановление католицизма при Марии, в оценке К.Хейга, сле-

довало бы все же признать успешным. Эмигранты-протестанты на

континенте к концу ее правления, по его мнению, стали впадать в

споры и отчаяние — в 1558 г. уменьшился объем их печатной пропа-

ганды, усилилась при этом ее истеричность и призывы свергнуть

Марию, пока утверждение католицизма не стало необратимым.

.

2 комментар.
  • Эмигранты-протестанты на

    континенте к концу ее правления, по его мнению, стали впадать в

    споры и отчаяние — в 1558 г. уменьшился объем их печатной пропа-

    ганды, усилилась при этом ее истеричность и призывы свергнуть

    Марию, пока утверждение католицизма не стало необратимым // Так это и говорит об усилении политического кризиса. Проживи Мария чуть дольше, кто знает, возможно на нее стали бы устраиваться покушения. В эмигрантской среде была разработана целая "теория сопротивления", утверждающая идею народного суверенитета и право народа сопротивляться недостойным правителям. Джон Понет, к примеру, написал "Краткий трактат о политической власти", наполненный революционным содержанием. Его дважды переиздавали накануне гражданской войны (в 1639 и 1642 г), закончившейся свержением монархии.

  • А уж как протестантская Англия 17 века ненавидела католиков. Нужно погрузиться в атмосферу того времени, чтобы почувствовать всю силу этой ненависти. Малейший намек на послабление им (уменьшение или отмена штрафов за рекузантство, разрешение публично проводить свое богослужение) вызывал страсти. Стюарты лишились власти из-за этого. Регулярно проводились ритуальные сожжения чучела папы, главным образом в годовщину порохового заговора и восшествия Елизаветы на престол. В эпоху Реставрации, особенно в годы кризиса (1679-1681) эти мероприятия были сознательной формой политической оппозиции. На "Книге мучеников", можно сказать, воспитывались целые поколения. Джон Локк, один из известнейших либеральных мыслителей, ратовал в своих сочинениях за свободу вероисповедания для всех, кроме католиков. "Всех" это значит мусульман, евреев, различные протестантские секты. Но только не "папистов". А он был очень просвещенный человек, писал уже в конце столетия. Это мнение было широко распространенным. Мы напишем как фундаментальный закон положение о свободе совести, но для католиков должно быть исключение. Так считали все деятели революции, даже очень радикальные вроде левеллеров. Таково было наследие Марии (и десятилетий противостояния с Испанией, конечно).